В очередной раз вернулась к измышлениям на тему Шекспира.
Началось все с того, что я всерьез увлеклась фейри. Это сейчас я обследую Сеть на предмет информации о Маленьком Народце. А тогда потянулась читать «Сон в летнюю ночь».
Пьеса мне не понравилось от слова совсем. Во-первых, это комедия, но смешное место в ней только одно: когда ремесленники в самом конце все же ставят пьесу перед царем. Все остальное навевает откровенную скуку. Во-вторых, какого черта было переносить действие в Грецию? Ладно, зачем было переносить в Грецию фей? Откуда бы они вообще там взялись? В-третьих, я, конечно, не настолько владею предметом, но что-то мне начинает казаться, что это именно Шекспир виноват в «низложении» Маб и приходу ей на смену Титании. Но даже если это не так, образ фей, особенно Оберона и Титании показаны настолько глупо и неестественно, что хочется плеваться. И вообще от пьесы на версту разит такой фальшью, что даже статус комедии ее не спасает.
Конечно, сам Шекспир начинался для меня не со «Сна», а с «Ромео и Джульетты», как и для большинства русских школьников. Так вот. Джульетта дура, а Ромео - тряпка. Зато весь мир рыдает над их нетленными трупами.
Вопрос: почему? Да потому что нас учат этому в школе. Нам вбивают в головы, что тот же Шекспир, Толстой, Тургенев - это классика, которую надо любить, на которую надо равняться. И им все равно, что большинство классиков были гениальны для своего времени, а теперь все это безнадежно устарело. Все равно, что эти люди были взрослыми и писали по-взрослому и для взрослых, а не для наших 15-17-ти лет. Все равно, что часть их признаны за то, что они писали, а не как. Мы должны это любить, думают они, и навсегда внушают нам ненависть как к ненужному, так и к хорошему.
Есть в школьном курсе вещи действительно не устаревающие - это поэзия Пушкина, Лермонтова, Бунина. Чистая эссенция чувств в тщательно выверенной и отшлифованной форме. Я говорю о любовной, пейзажной, отчасти - философской лирике, но ни в коем случае о гражданской и политической. Тот век прошел, сейчас иное время. Пусть часть проблем осталась той же, но лишь часть. И, не смотря ни на что, поэзия - это все-таки дело вкуса и предпочтений, ее нельзя впихивать насильно. Как я открыла для себя Бунина, так я закрыла и захотела выбросить Блока.
Ко всякой литературе нужно еще придти. Чтобы полюбить Булгакова, мне пришлось заставить продраться через первые две главы «Мастера и Маргариты», но я сделала это сама, гораздо раньше, чем нас заставила это сделать школа. И мне повезло, потому что, если б заставляли, я закрыла бы книгу на второй странице.
И ничего удивительного, что в стране такой разгул безграмотности среди молодежи. Нам прививают отвращение к литературе вообще, действуя кнутом там, где надо бы пряником, и как только обязанность читать пропадает, человек перестает это делать. Потому что насильно духовное можно запугать и заставить, но не воспитать.
А ведь еще остается та часть не слишком умной молодежи, которая принимает слово учителя за истину в последней инстанции, и действительно считает произведения образцовыми, и равняется на них...