Когда-то давным-давно в нашей уютненькой Лире на очередном обсуждении (а возможно, и не на одном) была брошена фраза, что не нужно принижать умственные способности своего читателя и разжевывать ему популярно, что ты хотел сказать. Касалось это в большей степени морализаторства, но, по-моему, применимо оно к взрослой литературе в целом. Человек должен сам делать выводы из того, что прочел, в том числе, о мотивах, характерах, поведении и прочем.
Я люблю литературные игры в аллюзии, закапывание пасхалок и развешивание ружей за полпроизведения до их выстрела. Но, как правило, мой читатель проходит мимо них. В очередной раз я в этом убедилась буквально вчера, в разговоре с человеком умным и мной всячески уважаемом, поэтому это стало поводом задуматься, а насколько я вообще даю читателю шанс. Но этот вопрос решается скорее статистикой, на составление которой у меня слишком маленькая выборка. Поэтому сегодня я буду не столько решать проблему, сколько показывать тех собак, которых я любовно зарывала в своем тексте. Затрону пока только актуальный для меня Л&К. Там этих собак не то чтобы много, и я не буду брать отсылки, только растянутые в повествовании многоходовочки, разумеется, уже отыгранные.
спойлер к 1-13 главам(Морти)Флай(ран)
Это больной для меня вопрос, потому что для части людей, читавших мои побочные драбблы «История тетушки Морти» и «Слова и скалы», интрига была очевидной. А для не читавших, неочевидным был даже тот момент, когда ружье пальнуло. На самом деле, с первых глав я старательно втыкала.
> - Аптекарь Мортифлай, к вашим услугам.
> Ее имя ударило по ушам знакомым отзвуком, сердце болезненно дернуло, а голова вдруг стала гулкой и пустой.
Теперь вернемся к прологу. Там очень мало конкретики, но можно сделать вывод, что героиня узнает о смерти кого-то очень для нее важного, очень близкого. О Лане и ее семье пока толком не известно ничего, но вот имя непонятного аптекаря дергает ее «знакомым отзвуком».
> - Лана!
> Повозка подпрыгнула на ухабе. Костлявые пальцы в перчатке соскользнули с лодыжки и за зря ухватили пустоту. Мортифлай обернулась, сдергивая мешающий капюшон.
До этого момента Мортифлай называет спутницу как угодно, только не по имени, хотя они друг другу представлены. К тому же, Лана – это уменьшительный вариант имени, который просто так тоже не используется. До него нужно «дорасти», а они знакомы всего полдня.
> Чернокнижница поспешно натянула капюшон обратно на нос, хотя лицо ее, как заметила Лана, не успело испортить разложение, и, даже плотно обтянутое истончившейся бледной кожей, оно было красиво.
Казалось бы, чего стеснятся. Особенно учитывая, как непринужденно Морти ведет себя в целом.
> Эльфийка резко села, пробормотав проклятие на талассийском. Чернокнижница усмехнулась
Она понимает талассийский. Если брать в совокупности с красивой для нежити мордашкой, можно предположить, что при жизни Мортифлай была эльфийкой.
Это первые две главы и это подсказки, которые сами по себе не очевидны. Дальше герои расстаются, а когда встречаются снова, начинается откровенное палево. Во-первых, выясняется, что у Элланы была сестра.
> - Где же она сейчас? – желчно поинтересовался наемник, затаив обиду на донышке глаз. – Совершенствует свое искусство в высоких башнях Даларана?
> Эльфийка вдруг ощутила близкий запах трав и обнаружила предупредительно опустившуюся на плечо руку в перчатке. И разжала кулаки.
Уже тут можно, понять, кто именно умер у Ланы в прологе. Но, в качестве контрольного в голову, еще через несколько глав она прямым текстом расскажет Алантиру о своей сестре Флайран и о ее смерти. Но пока что у них только украли коровку, и Лана хочет ее спасать.
> - Ты с ума сошла, - прошипела Отрекшаяся, заставляя эльфийку остановиться. Та яростно дернула рукой, пытаясь сбросить прицепившиеся костяшки. Мортифлай продолжила: - Их там может оказаться куча и еще немножко, этих врайкулов. Дружина, от которой мы перебили лишь малую часть. Или вообще целый полк, поселение или не знаю что.
<…>
> - Ну хорошо, - сменила тактику Мортифлай. – Мы завернем в лагерь аптекарей. Я с ними договорюсь за этих таунка, так что твое обещание будет выполнено… Эллана! Это война, на ней иногда умирают! Ты хочешь, чтобы четверо воинов Орды сунули голову в драконье логово и погибли ради одной тауренки?
> - Один, - тихо сказала Лана. – Только один. Езжайте.
<…>
> - Подожди, - сварливо сказала чернокнижница. – Помоги мне выпрячь лошадь.
> Лана вскинула на нее удивленный взгляд, а женщина продолжала командовать:
> - Тролль, разведай пока след. Маг, собирай вещи. Повозку придется оставить здесь.
> - Что? – вытаращился Алантир.
> - Я вас наняла, - рявкнула Мортифлай. – Выполнять!
Очевидно, что отречке плевать на тауренку. Очевидно, что ей плевать на наемников и даже на то, что они в итоге поднимают цену, которую она готова заплатить сама. Мортифлай пытается отговорить бросаться к врайкулам в пасть Эллану, а когда понимает, что это бесполезно, резко меняет свои планы и тащится в Утгард вместе с ней, не имея с этого очевидно никакой выгодны. Это вызывает удивление даже у Ланы, которая в вопросах человеческих взаимоотношений абсолютное дерево.
> - И ты решила вернуть долг? Только поэтому?
> Желтые огоньки в тени капюшона ответили внимательным взглядом.
> - Да, - сказала Мортифлай. – Только поэтому.
После событий в Утгарде Мортифлай и Эллана снова встречаются только под Ангратаром. Эта глава называется «Сестринская любовь». И снова, обнаружив горе-паладина накануне штурма, аптекарь из КФО, который знал, что случится дальше, знал, потому что сам вез в Ядозлобь ларец со штаммом чумы, потому что это – аптекарь из КФО, епта. Этот аптекарь берет паладина за ухо и снова пытается отговорить от опасного мероприятия.
> - Эллана, просто послушай меня для разнообразия без разговоров, - чернокнижница заступила девушке дорогу, видя, что та качает головой и собирается уходить. – Бери вещи и поехали со мной. <…> Ты погибнешь в этом строю!
Но паладин опять не слушает. Лана никогда не слушает, когда речь идет о чести, долге и необходимости кого-то спасать.
> - Маленькая эгоистка! Подумай хоть раз о своем отце!
Бах! Ружье стреляет. В этот момент должны были сложиться все детальки, которые были раскиданы по тексту. И даже чертов пролог, в котором прямым текстом сказано: «Я похоронил то, что осталось». Флайран разорвали вурдалаки. Ее трупа никто и никогда не находил целиком, они опознали ее руку по приметному браслету.
Почему эта картинка складывается только в следующей главе, когда Эллана, наконец, сама задается вопросом, могут ли быть Мортифлай и Флайран одной и той же личностью? Почему? =(В следующий раз я планирую разобрать предсказание костяной ведьмы. О нем меня спрашивали в личке, и, кстати, если вдруг мне зададут еще какой-то вопрос, я буду рада.
В первом, где "отдалось" и "голова стала пустой" подозрение не возникает, потому что во многом очевидно, что Лану до сих пор глубоко задевает смерть сестры. Лишний раз напомнили - вот и зассаднило снова. Не подозрительная, а по-своему очевидная реакция.
Во втором, где "-Лена!" ситуация подразумевает экшн. Рявкнуть нужно коротко, поэтому я это "Лана" как уменьшительно-семейное восприняла ой как не сразу, при такие-то декорациях.
Талассиан понимать - не самый сложный скилл, особенно для колдующих мертвяков, черт те сколько проживших.
Однозначно срабатывают те части, где Морти неясно почему тащится помогать паладинке, это да.
Так что если это под/контекст, имеющий значение - рассчитывайте на уровень ЦА.
Ну а "шарики" - они всегда были для внимательных фанатов.
Замечу только, что есть тексты, провоцирующие ловить "шарики". Вот Л&К не из них пока.
сова Эва, завязывайте безосновательно ныть, мазель. Ваше вино ещё не настоялось попросту.
Плюс многие детали не заметны для не-задротов вселенной. И не заметны часто ещё и для тех, кто редко сталкивался с подсказками того или иного вида.
Ничего сложного. Дима просто достаточно складно озвучил многие очевидные сложности.
И, до кучи, неизменно встаёт вопрос о самом тексте - Как написано и встроено в сам текст. Я тебе потом дам кой-чего почитать с небольшой пасхалкой. Обсудим
Silira O Nair, незаметны и непонятны.
Пасхалки я, кстати, плохо ищу. Но обычно потому, что они отсылают на вещи, которые я не знаю. А вот распутывать интриги и предсказывать сюжет - нра.